Лучшие короткометражные фильмы «великого и ужасного» Дэвида Линча в одном месте
1. Сборник короткометражек одним фильмом (1966-1995) 6 фильмов
2. Фильм «Кролики» (2002) 8 эпизодов (одним фильмом)
3. Анимационный сериал «Страна дураков» (2002) 8 эпизодов (одним фильмом)
4. «Индустриальный звуковой пейзаж» (2002)
5. «Затемненная комната» (2002)
6. «Лодка» (2006)
7. «3 к-я» (2011)
8. «Ползущий жук» (2004)
9. «Индустриальная симфония №1: Сон девушки с разбитым сердцем» (1990) 10. «Сон №7» (2009)
1. Сборник короткометражек одним фильмом (1966-1995)
Сборник короткометражных сюрреалистических работ Дэвида Линча с использованием анимации, снятых с 1966 по 1995 год. Перед каждым фильмом Линч рассказывает перед камерой, что предшествовало и какие события подтолкнули его на создание фильма. Неизвестные факты, подробности, воспоминания о людях, принимавших участие в фильмах. Причем, диалог идет не от лица «великого и ужасного» Дэвида Линча, а от лица режиссера, который помнит, что он когда-то тоже с чего-то начинал, не имея при этом ни денег, ни связей, ни даже единомышленников.
Шесть блюющих мужчин (1966)
Авангардный анимационный фильм, длится ровно минуту. Заставляет вспомнить скандальные короткометражки таких корифеев дадаизма, как Мэн Рэй или Марсель Дюшан. Сюжет следует из названия, именно отображение этого физиологического процесса предлагает вам начинающий и никому тогда еще неизвестный художник Дэвид Линч.
Алфавит (1968)
Основанная на кошмарном сне племянницы Линча, данная короткометражка действительно шокирует и вызывает подсознательный страх перед скрытым смыслом Алфавита. Линч вбивает в зрителя каждую букву, как гвоздь, используя для этого и не менее странный звуковой ряд: громкий плач ребёнка, тихий шум ночного ветра, замогильный вой. Единственная актриса в короткометражке – жена самого Линча.
Бабушка (1970)
Здесь уже можно увидеть зарождающиеся элементы киноязыка режиссёра, которые потом будут использованы во всех популярных картинах мастера. Тут вам и полное крушение понятий «время-место», и очень странные персонажи, населяющие обычные квартиры и города. Особое место уделяется теме насилия родителей над детьми. Единственный человек, который защитит мальчика от родителей – бабушка, которую ребёнок выращивает из семян на свой постели. Всё выдержано в лучших традициях манифеста сюрреалистов.
Женщина с ампутированными ногами (1974)
Новелла, снятая всего с одного статичного плана. Перед вам только ампутантка, пишущая письмо, и медбрат, периодически меняющий бинты (его сыграл сам Дэвид Линч). Сперва показывается один день, когда всё проходит более-менее гладко, а в следующий раз врач сам убегает из палаты, едва сдерживая приступы тошноты и отвращения. При этом женщина спокойно продолжает писать письмо, не замечая никакой другой реальности.
Ковбой и Француз (1987)
Короткометражка, сделанная специально для сериала «Французы глазами…». Три странных ковбоя ловят не весть откуда взявшегося француза, связывают и начинают допрашивать. Попутно из чемодана иностранца извлекаются все стереотипы французской культуры – Эйфелева башня, вино, французский батон, репродукции импрессионистов и т.д. При этом ковбой (стереотип американца) механически произносит только одну фразу – «Это что ещё за фигня?». В целом, можно расценивать как дружеский шарж Линча, «Из Америки с Любовью».
Братья Люмьер сотоварищи (1995)
Новелла к столетию со дня изобретения кинематографа знаменитыми братьями Люмьер. Лучшим режиссёрам мира была выдана та самая кинокамера, на которой был снят самый первый в истории фильм, и поставлено условие: фильм должен длиться ровно 1 минуту, никакого звука, никаких спецэффектов, никаких дублей. Если бы братья Люмьер увидели, что наснимал Линч, они бы хорошо подумали, прежде чем пустить кинематограф в массы.
2. Фильм «Кролики» (2002)
«В безымянном городе, пораженном непрекращающимся дождем… в страшной фантазии живут три кролика».
Фильм, состоящий из восьми эпизодов о повседневной жизни людей, переодетых кроликами. Каждый эпизод показывает некую комнату, где под музыку Анджело Бадаламенти разыгрываются абсурдные, на первый взгляд, скетчи с неожиданными диалогами трех людей-кроликов, каждый из которых ведет свою собственную игру. Фильм сопровождается закадровым смехом невидимой публики, что вносит в него странный потусторонний сюрреалистичный контекст, так как события, происходящие в нем, вовсе не кажутся смешными.
Роли кроликов исполняют актеры фильма «Малхолланд Драйв»: Наоми Уоттс, Лаура Хэрринг, Ребека Дель Рио и Скотт Коффи.
3. Анимационный сериал «Страна дураков» (2002)
Минималистский, шизофренический мультфильм Линча, рассказывающий о жизни тупого и злобного американца, его семьи и друзей.
Дэвид Линч на всем протяжении своей карьеры в большом кинематографе никогда не был чужд сатире, причём сугубо социального направления, хотя чисто сатирический дискурс был лишь одним из множества художественных, философских, кросс- и контркультурных элементов сложного полифактурного кинематографического паззла режиссёра. Пресловутая авторская нелюбовь к мелким людишкам, обывателям без признаков индивидуальности проявила себя еще в приснопамятных «Шестеро блюющих», развившись в более мрачных тонах инвективы в семейно-бытовом кошмаре «Бабушки», но пика в творчестве раннего Линча своего достигнув, само собой, в постиндустриальной фрейдистской симфонии «Головы-ластика», в котором истинный ужас обывательской бессмысленности жизни вырвался наружу, сметая напрочь все социальные условности, так как обыватель, главная часть социума, с легкостью способен его переступить, ибо мораль его размыта сточнымм водами делириющего сознания. Много позже были «Синий бархат», «Шоссе в никуда» и «Простая история», в которых Линч напрямую деидеализировал приторную идиллию обыденной жизни, срывая с мясом маску с незаметных обывателей.
При этом небезосновательно Линча можно бы было упрекнуть в рефлексивной мизантропии и намеренной многозначительности, таким образом упростив его самость до пресловутого зеро, однако неизменным в его кинокарьере оставался единый социально-сатирический ракурс, который разве что в постмиллениумный период режиссёра вылился в эсхатологическую фрустрацию «Страны дураков», едва ли по чистой случайности вышедшей в одночасье с «Кроликами» — имманентным кошмаром бессознательного, попутно иронизирующим над эстетикой ситуационных телевизионных комедий. То есть, с одинаковой долей вероятности можно предположить, что сон безымянного героя «Страны дураков» это и есть те самые кролики в терминальной стадии собственной шизофагии, так и наоборот — потусторонний мир «Кроликов» является всего лишь отражением «Страны дураков», существующих во множестве бесконечностей собственных воплощений. Но без наличия как таковой гиперреальной проекции.
4. «Индустриальный звуковой пейзаж» (2002)
Индустриальная романтика всегда была важной составляющей фирменной «линчевской атмосферы», пугающей и одновременно притягивающей черной дыры его фильмов. В этом видео (как обычно) — все очень странно...
5. «Затемненная комната» (2002)
Фильм, снятый в домашних условиях на цифровую камеру, в котором точно также как и во «ВНУТРЕННЕЙ ИМПЕРИИ» обыгрывается любимая в последнее время Линчем ситуация «женщина в беде» (women in trouble). Снимая «Комнату» Линч добивается необыкновенного эффекта присутствия — как будто зритель сам находится в данном месте, смотрит сверху вниз на плачущую девушку или слушает рассказ японки.
Сюжет фильма довольно прост: японка по имени Эцко Сиката рассказывает о своей подруге — безымянной девушке-блондинке, которая сидит в темной комнате и плачет. Девушка не совсем ясно осознает, что с ней происходит, а в ее комнате видны следы разгрома. Чуть позже приходит ее подруга-брюнетка, которая до этого долго стояла за дверью со своим бойфрендом. Брюнетка чем-то явно раздражена и разговаривает с плачущей блондинкой довольно высокомерно. Так как блондинка до сих пор не осознает того, что с ней произошло, брюнетка берется ей все объяснить. На этом фильм заканчивается, а само объяснение всего что случилось остается за кадром. Сюжет можно трактовать по-разному, чем с удовольствием и занимаются поклонники Линча, выдвигая теории одна невероятнее другой. Тем не менее, эта короткометражка одна из немногих, кто по-настоящему не нуждается ни в какой интерпретации, настолько она закончена. В конце концов, сколько бы теорий не было придумано, все равно раскрытая истина мастерски оставлена режиссером за кадром и никогда не будет известна.
6. «Лодка» (2006)
Фильм снят на цифровую камеру. В видео присутствует сам Дэвид Линч, катающийся на лодке. За кадром комментирует загадочный гипнотизирующий женский голос. И вновь Линч не перестает удивлять. Снялся в главной роли, воссоздал совершенно новую атмосферу для ипостаси своего творчества, сделал загадочный сюжет. Сначала может показаться, что голос за кадром — это мышление лодки, но выясняется, что это что-то увидело саму лодку — и подобный вариант отпадает...
7. «3 к-я» (2011)
Вы думаете, что короткий (чуть более одной минуты) фильм не может навеять кошмары? У Линча может. Для Международного фестиваля в Вене режиссёр создал жутковатую чёрно-белую короткометражку The 3 Rs с участием надувной уточки, заблудившихся в подсознании женщин и воплощения зла, призванного запутать и напугать героев. Одноминутка The 3 Rs наглядно свидетельствует, что Дэвид Линч, создатель таких уникальных фильмов, как «Синий бархат», «Твин Пикс», «Шоссе в никуда» и «Малхолланд Драйв», находится в прекрасной творческой форме, и только совершенствует свой стиль.
8. «Ползущий жук» (2004)
Анимационный фильм Дэвида Лична. В сопровождении темной эмбиентной музыки, в апокалиптическом индустриальном ландшафте ползет жук...
9. «Индустриальная симфония №1: Сон девушки с разбитым сердцем» (1990)
Одно из самых интересных экспериментальных произведений Дэвида Линча. Это мрачное музыкальное представление, основанное на песнях, написанных Линчем и музыке композитора Анджело Бадаламенти, создано специально для певицы Джули Круз. В своей музыкальной фантазии Линч экспериментирует над формой, импровизирует при помощи камеры, света, цвета и постановочных эффектов. Центральный мотив разбитого сердца своеобразно экранизирован в виде сна или подсознательных ощущений отвергнутой девушки. Сюрреалистические видения разворачиваются на фоне загадочных сооружений. Музыка Анджело Бадаламенти на тексты самого Линча лишь усиливают эффект мрачности и таинственности.
10. «Сон №7» (2009)
Новелла «Сон №7». Дэвид Линч внес свой вклад в компиляцию 2010-го года под названием «42. Лихорадка одного сна» / «42 One Dream Rush». В этом состоящем из коротеньких кусочков альманахе режиссеры вольны были высказаться на тему своей мечты. Линч снял собственные 42 секунды, и они жуткие, словно ад.
Материал подготовлен сообществом @arttraffic2