Лицо / Ansiktet (1958) Режиссер: Ингмар Бергман В ролях: Макс фон Сюдов, Ингрид Тулин, Гуннар Бьёрнстранд, Найма Вифстранд, Бенгт Экерот, Биби Андерссон, Гертруд Фрид, Ларс Экборг, Тойво Павло, Эрланд Юзефсон Герои фильма — элита Стокгольма середины XIX века — неискренние люди, но с них нелегко сорвать маски, обнажив их истинные лица. А вот внезапно появивишемуся в столице магу это, кажется, удается… Награды: Венецианский кинофестиваль, 1959 год - Специальный приз жюри _____________________________________________________________________________ Одна из ключевых картин в творчестве Ингмара Бергмана, которая имеет многозначное название, принципиальное для шведского киномастера. Тема соотношения лица и личины, истинного и видимого, явления и сущности в разных вариациях проигрывается почти во всех его фильмах. А апостольская антиномия «как в зеркале» — «лицом к лицу» является для Бергмана определяющей философской идеей при анализе действительности, в попытке понять себя и мир, найти абсолютную истину, приблизиться к Лицу (сиречь к Богу, высшему предназначению, подлинной сути человеческого бытия). И в «Лице» выдающийся режиссёр тоже задумывается над вопросом о месте художника в обществе, противопоставляя мир искусства, творчества и фантазии мелкому буржуазному миру филистеров, обывателей, мещан или же подавляющей системе власти. Однако в отличие от ряда других, чаще всего мрачных и безысходных лент, это произведение решено в трагикомической манере, и главный персонаж, которого сыграл Макс фон Сюдов, представляет собой как бы «остранённый» вариант его же Антониуса Блока из «Седьмой печати». Действие картины происходит в XIX веке. Труппа фокусника Альберта Фоглера (одна из постоянно встречающихся фамилий в творчестве Ингмара Бергмана) путешествует по провинции, давая представления, смущая умы добропорядочных граждан иллюзией проникновения в загробный мир, воскрешения мёртвых и т. п., вызывая у обывателей даже страх перед неведомым. Но ключ к разгадке притчи в стиле чёрного юмора содержится в своеобразной иронической подтасовке автора. Он потешается над критиками, которые подчас безжалостно препарируют творения искусства, и одновременно — над зрителями, нередко отождествляющими художника с его героями. Ведь тогда вместо лица видится лишь отражение в зеркале. Согласно мысли Бергмана, творец всегда больше своего искусства и не укладывается ни в какие рамки определений. В конечном счёте, он непостижим, словно Бог. Сергей Кудрявцев #Швеция #Бергман #драма #комедия